Сколько детей занимается в клубной Академии, кто пополняет состав молодежной команды и какой процент остается в профессиональном футболе. Рассказывает директор Академии «Локомотива» Алексей Щиголев.

– Мы обладаем, можно сказать, эксклюзивным преимуществом: обе наших команды играют в Клубной лиге – сильнейшей лиге детско-юношеского футбола. Ни одна другая Академия этим похвастать не может. Так сложилось исторически: Валерий Филатов, будучи президентом клуба, дал поручение создать второе отделение в Перово. И по спортивному принципу эта команда попала в Клубную лигу с момента ее создания.

Мы рассматриваем отделение в Перове и Черкизове вкупе. И, конечно, нам бы хотелось, чтобы ребята, которые не получают практики в конкретном матче за черкизовское отделение, могли играть за «Локо-2», а те ребята, которые здорово себя проявили там, могли играть за основную команду Академии. Но Московская федерация футбола навстречу нам в этом вопросе не идет.

Отмечу, что еще 300 человек занимается в наших платных группах. Наличие таких групп дает возможность решать нам сразу две задачи: ребята, которые не попали в Академию в рамках отбора, могут заниматься под присмотром наших тренеров в этих секциях. Но если они там себя проявляют, мы приглашаем их уже к занятиям в школе.

Поэтому система, которая у нас сейчас есть – два отделения плюс секции – может давать и дает реальный результат. И дело тут не в наградах и кубках, а в качественном воспитании футболиста.

– «Локомотив» – это бренд. Родители ведь оценивают школу, как ни крути, через призму главной команды. Два последних года показатели на отборе нас весьма радуют. Опережая другие клубы, первый набор мы делаем еще в конце августа, а затем проводим дополнительный просмотр для ребят, которые возвращаются с летних каникул.

Но есть важный момент: чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он с набора попадет в Академию.  У нас есть возможность отслеживать все регионы страны, то есть, по сути, сейчас мы можем пригласить ребенка из любого города. Как отслеживаем юные таланты? У нас есть графики различных турниров. Мы распределяем их по важности: от Первенства России до турниров по Федеральным округам.

Если у нас в командах есть сложности в определенном возрасте по определенным позициям – специально едем искать подходящих ребят. Также у нас выстроена система анкетирования: любой ребенок может зайти на сайт Академии, заполнить анкету и отправить нам. Тут еще очень важно понимать, занимался ребенок до этого футболом в специализированном учреждении или нет. Если занимался – собираем информацию о ребенке, можем пригласить на просмотр. Если нет – приглашаем на отбор на общих основаниях. Есть и такие моменты, что детей младших возрастов оставляем жить и заниматься в своих городах, но приглашаем на турниры вместе с командами нашей Академии. Эти детишки подрастают, и, если мы видим динамику в развитии, забираем себе в интернат.

– Мы не хотим «тыкать пальцем в небо». К тренерской работе должны быть определенные способности, а также желание самого человека тренировать совсем юных футболистов. Поэтому у нас есть определенные договоренности с Институтом физкультуры и Высшей Школой Тренеров – к нашей команде регулярно присоединяются практиканты, в которых мы верим и которые могут в будущем могут стать тренерами Академии ФК «Локомотив». Я бы отметил и поразительный сплав опыта и молодости, который сейчас существует в тренерском штабе школы. У нас работают люди, которые начинали тренировать еще в «нулевых», а есть молодые специалисты, которые начинали в качестве помощников, а сегодня доросли до должности главного тренера. Чего стоит успех команды Александра Васильева и команды 2002 г.р., выигравшей недавно Кубок РФС.

Методика, по которой мы работаем, должна постоянно меняться, ведь каждый год появляется много новых наработок в детско-юношеском футболе. В то же время, молодые специалисты могут и должны черпать опыт старших наставников.
Кроме того, сейчас появилась практика тренерских планерок, на которых мы еще и обсуждаем игры прошедшего тура по возрастам. Нам всем нужно понимать, какие задачи стояли перед командой в отдельно взятой игре, почему была выбрана такая или иная схема. И проводя такой диалог, мы понимаем подход данного тренера к работе. Этот диалог очень важен, ведь коммуникация должна быть не только между игроками, но и между тренерским составом.

Мы хотим и работаем над системностью в нашей работе. Конечно, два существующих отделения – в Черкизове и в Перове – существенно способствуют решению наших задач. Надо постоянно развиваться – два раза в год у нас проводится тестирование по всем возрастам. Если мы видим, что условные 15 игроков из 20 не прибавили за полгода, то это вопрос к тренеру. А если из 20 игроков не улучшили свои показатели пятеро, то мы будем индивидуально подходить к ситуациям этих ребят.

Мы стремимся к тому, чтобы ребята здесь получали полное футбольное образование. У нас нет задачи закрывать конкретные позиции в каждой команде, забирая физически сильных ребят. Представьте ситуацию: есть талантливый футболист, вокруг которого строится команда. А если этот человек выбывает, то команда не знает, как без него играть. Это не наш подход! Нам нужны индивидуально сильные игроки, которые в будущем смогут отвечать требованиям основной команды клуба и приходить на определенные позиции, которые там нуждаются в усилении.

Кроме того, тренеры для команд подбираются с учетом специфики отдельно взятой возрастной категории. Если тренер ведет команду от набора до выпуска, то и его команда, и он сам перестают развиваться. Тренеру сложно перестроить свое видение. Когда у команды меняется наставник, ребята стремятся доказать новому тренеру на что способны.

– На этот показатель мы не ориентируемся. Мы делаем акцент на воспитанниках, которые попадают в основной состав «Локо». Да, этап перехода из юношеского и молодежного футбола во взрослый – наиболее сложный в карьере футболиста. Но я надеюсь, что тенденция, которая наметилась в последние годы, будет продолжаться. Миранчуки, Баринов, Макаров, на подходе Лапшов… Не нужно шарахаться из стороны в сторону, молодой футболист должен пройти некие «ступени» на пути к главной команде. И на данном этапе воссоздание «Локомотива-2» будет хорошим подспорьем для выстраивания системы: ребята, которые переросли «молодежку» могут остаться в системе клуба, развиваясь уже на принципиально ином уровне второго дивизиона или ФНЛ.

Сразу 14 выпускников Академии пополнили молодежную команду «Локо» в 2015 году. К такому показателю мы относимся спокойно. Цифра приятная, но надо понимать, что в этот момент происходил переходный этап. Старшие ребята (1996 год) уходили из «молодежки» – кто в основной состав, кто в аренду – поэтому те места, которые освобождались, заполнились массово. Ребята 1998 года, безусловно, молодцы, но им еще нужно время, чтобы зарекомендовать себя на уровне молодежного Первенства.

Не стоит в этом году ждать такого же массового перехода: 14 человек «молодежку» точно пополнить не смогут. Команда не сможет вместить столько футболистов, да и более младшим возрастам надо еще доказывать, кто на поле сильнее. Парни должны расти в здоровой конкуренции.

Считаю, что сейчас «молодежка» выступает удачно, но им нужно прибавлять и заявлять о себе, становиться стержнями команды. На подходе хорошие ребята: Ваня Лапшов (1999 г.р.) уже тренируется с основой, в команде 2000 г.р. – пять игроков сборной России. Но делать надо все последовательно и спокойно, без излишнего шума.

Одна из проблем молодых футболистов – неготовность ждать своего времени. «Выиграли чемпионство? Пора в основу», – нет, ребята, это не так работает. Нужно уметь терпеть, работать и доказывать.

Очевидно, созрела необходимость в некой «буферной» команде. Я вижу ее в «Локомотиве-2». Да, сразу она не заполнится именно нашими воспитанниками, придется брать и со стороны. Но с перспективой на основную команду. Вторая лига, а уж тем более первая (если ставить задачи выйти туда) – это уже не детский футбол. И в таких условиях мы сможем «поставлять» в основу еще больше качественных игроков, которые будут творить победы «Локомотива».