Академия «Динамо» значительно усилилась в тренерском штабе – главным тренером «кузницы талантов» стал Сергей Николаевич Чикишев, успевший поработать не только с дублирующим составом бело-голубых, но и с основной командой.

Пресс-служба Академии расспросила Сергея Николаевича об его обязанностях, задачах на сезон и об особенностях работы с разными возрастными категориями футболистов.

Воспитанникам академии и динамовским болельщикам всегда интересно, как начинался футбольный путь того или иного человека. Так вот, как Вы пришли в футбол?

Я закончил Омский Государственный Институт Физической Культуры в 82-м году. Естественно, играл в футбол на городском уровне в местных командах. После окончания учёбы и службы в армии стал сразу работать в футбольной школе. Был опыт  работы с разными командами различных возрастов, со специализированными футбольными классами и со сборными города. В профессиональный футбол пригласили впервые в 95-м году помогать главному тренеру омского «Иртыша», который играл в 1-м дивизионе. В это же время работал на кафедре Футбола и хоккея ОГиФК. С 96-98-й год был главным тренером дублирующего состава «Иртыша», в 98-м году был главным тренером  в сборной России среди железнодорожников. В 99-2000 году вернулся в «Иртыш» в качестве помощника главного тренера. В 2001 году на один сезон уехал в ФК «Тюмень» и через год меня пригласили стать главным тренером омского «Иртыша», где проработал два сезона.

Теперь давайте перейдём непосредственно к Вашей должности в Академии: что она подразумевает, каковы ваши обязанности, как главного тренера?

Сейчас я пока присматриваюсь. Слежу за тренировочным процессом, на Зимнем Первенстве вместе с директором и селекционерами смотрим за действиями ребят на футбольном поле. Мне нужно составить впечатление о том, что могут воспитанники, что надо поправить в тренировочном процессе. Ведь, он для того и существует, чтобы тренер осуществлял общий анализ и руководство командой.

В принципе, Академия «Динамо», как структура, сложилась давно. Важно не ломать, что было наработано за эти годы. Всё-таки она находится в числе ведущих футбольных школ Москвы. Два года назад выиграли Летнее Первенство, что очень почётно. Постоянно находится в числе призёров столичного чемпионата, большое число ребят вызывается в национальные сборные по всем возрастам. Хочу сказать, что работая главным в молодёжной команде, это тоже ощутил – достаточно большая группа ребят у нас выбывала из тренировочного процесса до месяца, и мы не могли на них рассчитывать.

Моя задача, как главного тренера Академии – понять, что можно изменить в тренировочном процессе в лучшую сторону, потому что я могу дать совет уже с высоты своего опыта, проработав на разных уровнях; и чтобы было поменьше недостатков у наставников динамовских команд в работе. При анализе игр будем уделять внимание каким-то современным построениям игры. Я слежу за новинками в тренировочном процессе, так что какие-то интересные вещи будем пытаться внедрять в практику работы Академии.

Также, будем наблюдать за игроками. Потому что не все из них, конечно, будут подходить нам. Есть требования современного футбола: надо чтобы ребята, тренирующиеся в нашей Академии, соответствовали определённым модельным характеристикам. Они достаточно высоки в мировом футболе. Хоть Россия и не является ведущей футбольной державой, но, тем не менее, мы должны быть на хорошем уровне. Тем более, в преддверии Чемпионата Мира-2018. Наши футболисты должны достойно выступать и представлять «Динамо» во всех соревнованиях, в которых принимает участие.

Чем интересна работа с разными возрастными категориями?

У них разные психологические характеристики, различный взгляд на отношение к спорту. Если посмотреть на малышей, то понятно, что там процесс обучения только начинается.  А вот ребята выпускного и предвыпускного года должны быть сосредоточены на росте, до доведения до ума своих природных качеств совместно с тренерами. Раз уж они пришли в Академию, то наверняка все хотят стать профессиональными и хорошими футболистами. А без работы над собой это невозможно. Для того чтобы стать достойным игроком нужно 8-10 лет регулярных занятий. В жизни надо отказаться от соблазнов, хотя некоторые могут себе это позволить. Те кто отказался от них на каком-то этапе, или, так скажем, умело сочетал – они заиграли.

Разные педагогические подходы, психология. С кем легче работать: уже состоявшимися футболистами или детьми, которые только начинают свой футбольный путь?

Знаете, по-разному. Я сам работал на разных уровнях: начинал с детей, поднимался наверх, потом опускался вниз и опять наверх. У каждого возраста есть свои плюсы и минусы. Работать интересно на всех уровнях. Кто-то, возможно, может только обучать юных футболистов, и не может совладать с игроками переходного возраста. Некоторые пытаются миновать этап детского футбола и пробиться сразу во взрослый, что, кстати, для них не очень хорошо заканчивается. Но это надо обладать либо авторитетом или  какими-то возможностями. То есть, те люди, которые не понимают, как проходит процесс обучения футболу, потом очень часто допускают ошибки в своей тренерской работе.

Поэтому нужно уметь работать со всеми возрастами. У каждого есть свои нюансы. Хотя, наверное, легче работать с более подготовленными футболистами старших возрастов. Потому что там побольше дисциплины и места для творчества у тренера – футболисты будут пытаться реализовывать его идеи на поле. Конечно, в этом плане проще со взрослыми. Ты видишь результаты совместной деятельности, выполненных планов и предложений. У детей немного по-другому – их надо вести и обучать.

А можете привести пример из практики: какие встречаются сложности в работе, например, с футболистами основного состава?

Это отдельная тема. Взрослые футболисты – уже состоявшиеся психологически люди и сложившиеся спортсмены со своим взглядом на футбол. Некоторых довольно-таки сложно переубедить в каких-либо вопросах. Естественно, есть футбольная команда и главный тренер, который должен иногда даже навязывать стиль игры и методы работы. Бывает по-разному: кто-то специально подбирает игроков под схему игры или наоборот создаёт схему под игроков. Если кто-то не вписывается в схему, то он его не приглашает в свою команду.

Тренер должен обладать передовыми идеями, хорошо понимать футбол, вести грамотно тренировочный процесс. Если футболисты его начинания поддерживают, то получается команда-чемпион.

По детям понятно, что наставник команды для многих, как отец или старший товарищ. На поле нужно быть требовательным ко всему, что касается футбола и дисциплины. Но в быту, мне кажется, надо быть гибче, вникать в проблемы ребят и оказывать им помощь, всячески поддерживать ребят. Не должно быть «любимчиков» и каких-то привилегий. На поле все футболисты должны выходить и делать одно дело, даже если присутствуют конфликты внутри коллектива. Все проблемы надо оставлять за футбольным полем. А тренеру нужно за этим следить и сплачивать ребят.

На старте сезона, какая стоит первостепенная задача: физическая готовность футболистов или ещё какие-то аспекты?

В футбольной Академии тоже есть градация. Только пять команд играют в «зачёт», а три «вне зачёта». Последние только готовят себя к футбольным баталиям. Тем, кто приносит очки Академии, надо не только показывать красивую игру, но и в любом случае добиваться результата. Потому что, как говорят: самое красивое в футболе – это счёт на табло. Практика показывает, что только одного обучения не достаточно. Если будешь десятки раз рассказывать о том, как красиво игроки действовали на поле, и в итоге проиграли – это никому не будет интересно. Поэтому, я считаю, что надо добиваться поставленной игры, которая строится на современных принципах и одновременно результата. Игра должна быть комбинационной, надёжной в обороне, яркой в средней линии и результативной в атаке. Также надо развивать силовой компонент, работать над выносливостью и тактикой.

Задача тех команд, которые играют в «зачёт» — это показывать содержательную игру и добиваться результата. Академия «Динамо» должна быть в числе ведущих в стране. А те, кто на подходе, кто только готовит себя к этим играм, им надо себя всесторонне развивать — не ограничиваться одним футболом. Надо иметь большую базу движений и развивать в себе ловкость, быстроту, координацию движений. Зимой – на коньках покататься, побегать на лыжах, летом – поиграть в теннис, баскетбол, волейбол. Это поможет футболисту стать пластичным, координированным и ловким.

И в заключении немного забежим вперёд: что мы должны в итоге увидеть в командах, помимо результата?

Задача Академии – давать качественных игроков в молодёжную команду. Потому что, основная команда берёт футболистов из дубля, а не напрямую из Академии. Хотя были случаи, только попав в дубль, в частности, Антон Терехов и Николай Обольский, уже стали тренироваться с основной командой. Значит, школа поработала неплохо. Значит, эти ребята соответствуют уровню основной команды. На выходе должны получаться именно такие игроки.

Наступили такие времена, что нужно создавать костяк команды из динамовских воспитанников. Кстати, иностранцы, на уровне РФПЛ, тоже должны быть. Они двигают футбол вперёд. Но они должны быть звёздами и быть на голову сильнее российских спортсменов. Вот, когда будет такое сочетание, тогда будет складываться результат.

У молодых ребят сейчас есть все шансы заявить о себе, закрепиться и стать лицом основной команды.