Генеральный директор Московской федерации футбола Александр Старцев подробно ответил на самые насущные вопросы последнего времени – о карантине в связи с эпидемией коронавируса, работе Московской федерации футбола, летних соревнованиях и успехах московского футбола

— Главная новость последних дней – коронавирус. Многие спрашивают, что им сейчас делать, можно ли тренироваться, играть во дворе?

—  Мы советуем строго придерживаться рекомендаций, которые даёт Роспотребнадзор и Правительство Москвы. Если мы все объединимся и будем им следовать, то эпидемия пройдет гораздо быстрее и без серьезных последствий. Главный риск заключается в том, что вы можете не знать о своём заражении и легко перенести болезнь, но при этом заразить родных и близких, которым в силу возраста будет не так легко справиться с болезнью. Здоровье – это наш самый главный и ценный ресурс и чем бережнее мы будем к нему относиться, тем легче пройдем этот этап. При этом даже находясь дома можно давать своему организму какую-то нагрузку, заниматься индивидуально — это поможет сохранить форму.

— Вся футбольная общественность интересуется, когда начнётся летний сезон.

— На данный момент мы не переносили начало Летнего сезона, он как и планировалось изначально стартует в середине апреля. Меры, которые принимает сейчас правительство, мы уверены, поможет сдержать распространение болезни. Однако мы готовы к тому, что старт соревнований может немного сдвинуться, тогда мы проведем больше матчей в июне или августе. Всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки, соревнования начнутся тогда, когда это не будет представлять никакого риска для здоровья москвичей. Наш календарь позволяет при любом развитии ситуации провести полностью все запланированные соревнования.

— Московская федерация футбола перешла на удаленный режим работы. Не вносит ли это дополнительных трудностей в работу?

— Все сотрудники МФФ продолжают свою работу, современные технологии позволяют многое выполнять дистанционно. Однако наш офис не пустует, активно идёт заявочная кампания, ведется необходимая работа с документацией. На самом деле, в нашей работе не так много изменилось, мы всегда были едва ли не круглосуточно на связи с участниками наших соревнований, для оперативного и качественного решения возникающих вопросов, но сейчас это стало особенно актуально.

— И всё-таки, насколько тяжело пандемия коронавируса скажется на московском футболе?

— Я думаю, ни у кого нет сомнений, что Москва – это лидер современного российского футбола. У нас лучшие футбольные условия, несколько стадионов ультракласса, лучшие футбольные академии, много профессиональных футбольных клубов, не только в РПЛ, но и в остальных лигах, причем каждый год, появляются всё новые и новые. Эта тенденция сохраняется уже не первый год. Недавно крупное издание РБК совместно с Sport Connect провели масштабное исследование и оценили по действительно важным критериям работу каждого региона по развитию футбола. Москва уверенно заняла первое место, это важный документ, с которым очень интересно ознакомиться. Эти факторы должны помочь нам благополучно преодолеть все трудности, связанные с вынужденным простоем из-за коронавируса.

— В исследовании учтено много критериев, давайте разберемся с каждым из них. За «Манежи» Москве выдали пять баллов, но насколько нам известно, вас ситуация с количеством манежей в Москве не очень устраивает?

— Москва крупнейший город России, поэтому неправильно мерить его мерками остальных регионов. Да, у нас есть несколько полноразмерных манежей – у «Спартака», ЦСКА, «Локомотива». Недавно ввели в эксплуатацию манеж «Олимп», в котором сейчас занимаются футболисты «Трудовых резервов». Но даже четырех полноразмерных манежа для пятнадцатимиллионного мегаполиса это крайне мало. Мы старательно двигаем эту тему уже несколько лет, и уже началось строительство нескольких полноразмерных манежей, которые отойдут ведущим школам Москомспорта.

С неполноразмерными манежами дела обстоят лучше, их в последнее время появилось довольно много, и большинство из них используется по максимуму, причем не только в зимнее, но и летнее время.

—  В конце исследования по манежам подводится итог – в Исландии 1 манеж на 26 тысяч человек, а в России 1 манеж на 2,2 миллиона. Это действительно так важно?

— Это одна из ключевых тем, которая должна обсуждаться сейчас, когда мы говорим о детско-юношеском футболе. Нельзя учить детей играть в футбол только полгода, пока светит солнце и на улице тепло. Процесс должен быть круглогодичный, как тренировочный, так и соревновательный. Только в этом случае у нас массово начнут появляться звезды футбола мирового уровня.

— Следующий критерий – академии. Здесь у Москвы тоже всё хорошо, 9,5 баллов, более чем в два раза опережаете любой другой регион.

— Это произошло, потому что у нас три Академии высшей категории, «Локомотив», «Спартак» и «Чертаново».  Да, безусловно мы уделяем детско-юношескому футболу самое пристальное внимание и создаем все необходимые условия для того, чтобы наши школы развивались. Я думаю, что баллов могло быть и еще больше – «Динамо» и ЦСКА практически ничем не уступают академиям «Спартака» и «Локомотива», а есть еще школы «Строгино» и ФШМ, в которых также созданы все условия для прогресса футболистов.

— По количеству тренеров Москва уступила Краснодару, но всё равно набрала высший балл.

— Здесь есть наша прямая заслуга. За два года, что действует наш Центр по подготовке детско-юношеских тренеров им. К.И. Бескова мы обучили уже сотни тренеров. Мы уступаем Краснодару по количеству тренеров с лицензией “D” – это тренеры прошедшие определенную подготовку, но не имеющие специализированного физкультурного образования. В нашем Центре есть курс переподготовки, по прохождению которого и после сдачи достаточно тяжелых экзаменов, сразу выдаётся лицензия “C”. На наш взгляд это более правильно, потому что тренеру, который будет работать с детьми нужно дать глубокие базовые знания.

Исходя из количества желающих, которые у нас записываются на различные программы обучения, думаю, что уже в следующем году, по количеству обученных тренеров мы также будем на первом месте.

—  Следующий высший балл Москва получила за воспитанников. Главная претензия к Москве со стороны регионов, это то, что столица забирает лучших. Это действительно так?

— Здесь целый комплекс факторов. Во-первых, даже просто москвичей, выпустившихся из наших школ и теперь играющих в профессиональных футбольных клубах, всё равно больше всех – 173 человека. Это факт, с которым сложно спорить. Во-вторых, к сожалению, сейчас ситуация такова, что если не забрать молодого футболиста из региона в которой футбол развит не очень хорошо, мы рискуем потерять талант. Если бы Головин, или братья Миранчуки не приехали в свое время в Москву, кто знает, чем бы они сейчас занимались. Появятся условия, тогда и футболисты будут не так охотно ехать в Москву за своим последним шансом. Есть хорошие условия у «Краснодара» и «Зенита» — и переманить лидеров этих академий в Москву невозможно.

Главное для нас, это то, что приезжающие футболисты не пропадают. 65 человек в одной только Премьер-лиге, это сравнимо со всеми остальными регионами вместе взятыми.

— То есть развитию футбола в Москве ничего не угрожает?

— У нас достаточно прочные позиции, мы крепко стоим на ногах и придерживаемся своего плана развития, который и позволил нам достичь таких успехов, которые подтверждаются масштабными исследованиями. Но главное сейчас на повестке дня – победа над эпидемией коронавируса. Я желаю всем оставаться сильными и ответственными в этот период, беречь своё здоровье и здоровье своих близких, особенно старшего поколения.